19 января провели торжественную линейку и классные часы, посвященные Дню образования Ульяновской области.
19 января 2016 года Ульяновской области исполнится 73 года. Дата, конечно, не круглая, но солидная и по человеческим меркам, и даже для истории, которая оперирует столетиями и эпохами. Ведь эти семь с хвостиком десятилетий вместили в себя и Великую Отечественную войну, появление и развитие мощных промышленных предприятий-гигантов, создание Куйбышевского водохранилища, подготовку к 100-летнем юбилею со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина, крах СССР, становление и развитие новой России…
Создание области с центром в Ульяновске лишний раз напоминает о том, что на протяжении всей своей, начавшейся в 1648 году, истории, Симбирск-Ульяновск был важным административным центром Российского государства в Поволжье. Центром уезда, провинции, губернии, округа. Лишь в 1930 году, совершенно искусственно, Ульяновск утратил этот статус и двенадцать лет оставался районным центром Куйбышевской области.
Выразительным памятником «районной эпохе» стал многоквартирный кирпичный дом по улице Ленина, 144. Он строился накануне войны для офицеров Ульяновского танкового училища. Самым знаменитым жителем этого здания стал маршал Советского Союза, бывший нарком обороны СССР, близкий соратник Сталина Климент Ефремович Ворошилов. В начальный период войны К.Е. Ворошилов неоднократно приезжал в Ульяновск на важные международные переговоры (в наш город были эвакуированы из Москвы отделы Наркомата иностранных дел СССР). Жил маршал в квартире на втором этаже, посередине здания. Строить дома выше трех этажей в районных центрах, да еще на центральной улице, в Советском Союзе не полагалось! Но вот война окончилась, и в областном Ульяновске над зданием поднялся еще один, четвертый этаж — теперь было можно.
19 января 1943 года в Кремле был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР — указ «Об образовании Ульяновской области в составе РСФСР»:
«Утвердить представление Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об образовании Ульяновской области с центром в городе Ульяновске…»
— и дальше список из городов и районов, включенных в состав новой административной единицы и выделенных из состава Куйбышевской и Пензенской областей.
Территория новорожденной составляла 34235 квадратных километров, с общим населением 1097,8 тысячи человек, проживавших в 2 городах, 10 рабочих поселках и 2424 прочих населенных пунктах, рассредоточенных по 24 районам и 513 сельским советам. Тем не менее она уже могла похвастать изрядным приданым — 193 промышленными предприятиями, 109 артелями промкооперации и 39 инвалидными артелями, 33 совхозами, 68 МТС с 4671 единицей тракторного парка и 1151 колхозом.
Указ от 19 января 1943 года подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин.
Каким же был тот давний день? В истории мира, нашей страны? Вообще, каким он был, день 19 января 1943 года?
Надо сказать, что Ульяновская область «родилась» в исключительно интересный день. В этот день церковь празднует Богоявление, или Крещение Господне, великий праздник, глубоко вкоренившийся в народную традицию: тут и крещенские морозы, и купание в проруби-иордани, и процессии «за святою водой».
В ту давнюю крещенскую ночь воду в Ульяновске святил сам Местоблюститель Патриаршего престола, будущий Патриарх всея Руси Сергий Страгородский. Ведь Святейший Синод РПЦ с осени 1941 года находился в эвакуации в Ульяновске.
Ночь была ясной и морозной -22 -24 градуса ниже нуля. Дул небольшой юго-западный ветер, скоростью 2-5 метров в секунду.
Днем в небе над городом стояли высокослоистые облака. Осадков не было, видимость составляла 10-20 километров. Ветер слегка усилился, до 3 — 7 метров в секунду, а вот воздух незначительно потеплел до 18-20 градусов мороза.
Облака на Крещение, считалось в народе, к большому урожаю, а ветер — к усиленному роению пчел. В общем, приметы получались самые благоприятные!
Воюющий с нацистской Германией Советский Союз тоже с оптимизмом встречал 19 января 1943 года. Накануне, 18 января, советские войска освободили город Шлиссельбург и прорвали блокаду Ленинграда. До окончательного ее снятия было еще очень далеко. Но через образовавшийся коридор оказалось возможным построить железнодорожную ветку и наладить снабжение многострадального населения продуктами, а стойких защитников — боеприпасами. В то же время неотвратимо сжималось кольцо окружения вокруг фашистской группировки под Сталинградом; до окончательной ликвидации ее оставалось менее двух недель!..
Занимательно, что в канун дня рождения Ульяновской области в городе Ульяновске не было зарегистрировано никаких серьезных происшествий и правонарушений. Зато в новоиспеченном областном центре 19 января 1943 года происшествий оказалось в достатке:
В поликлинике № 1, при записи на прием, 20-летний Павел Пугачев лишился вытащенного из кармана пальто кошелька с документами, облигациями и деньгами на сумму 150 рублей. В доме № 50 по ул. Льва Толстого из чулана сеней, подобрав ключи, злоумышленники унесли принадлежавшие 52-летнему гражданину Федору Данилину порожний графин, порожний ящик и четверть литра денатурата!
— 43-летняя гражданка Вахитова Шамзидия, проживавшая на северной окраине города, заявила, что во время ее непродолжительного отсутствия из незапертой квартиры было похищено 2 пуда муки и разная одежда. Милиция вскоре задержала похитителей — неработающих инвалида Отечественной войны Владимира Афанасьева, 25 лет, и психически больного Александра Бондина, 1905 года рождения.
— Гр-ка Афонасьева Анастасия Тимофеевна, 1903 г.р., весовщица со станции Ульяновск-I, заявила, что через взлом замка из ее квартиры были похищены: зимнее женское пальто, женский костюм шерстяной, мужской костюм шерстяной, брюки, 6 платьев, швейная машина, ручные часы и другие вещи.
Кстати говоря, простые ульяновцы о том, что зажили собственной областью, узнали только 18 февраля 1943 года. Именно в этот день в местной прессе был опубликован кремлевский указ об образовании в РСФСР новой административно-территориальной единицы. Конечно, в условиях продолжающейся Великой Отечественной войны, всеобщего дефицита, в том числе и кадрового, процесс областного строительства растянулся на месяцы. Например, только 26 марта 1943 года Государственная Штатная Комиссия при СНК СССР утвердила «штаты областных организаций по Ульяновской области, состоящих на местном бюджете, в количестве 452 единиц с месячным фондом заработной платы 246,945 рублей».
Примечательный факт: 19 февраля 1943 года исполком Барановского района Ульяновской области возбудил перед Ульяновским облисполкомом ходатайство «по вопросу присоединения г. Сызрани и Сызран-ского района Куйбышевской области к Ульяновской области». Предложение мотивировалось тем, что из Сызрани производится снабжение Барановского района горючим, товарами и продуктами, более того — «почтово-телеграфная связь района с облисполкомом осуществляется исключительно через г. Сызрань»!
Первым руководителем вновь образованной административной единицы, секретарем Ульяновского обкома КПСС, стал 34-летний уроженец Читинской области Иван Николаевич Терентьев. И.Н. Терентьев очень плодотворно потрудился на благо Ульяновского края в тяжелую и героическую эпоху военных и первых послевоенных лет. Началась сборка автомашин на Ульяновском автомобильном заводе, росли поставки и качество сельхозпродукции, а областной центр в 1948 году справил свой 300-летний юбилей. Ивану Николаевичу суждено было хлебнуть от горькой чаши сталинских репрессий. В 1949 году его сняли с работы и осудили на 15 лет лагерей. Из заключения И.Н. Терентьев вышел только после смерти «вождя народов».
В той, военной и послевоенной, первоначальной истории Ульяновской области поражает оптимизм и энтузиазм областных и городских властей. Меньше чем за месяц до начала решающей Курской битвы, 8 июня 1943 года, Ульяновский горисполком утвердил перечень работ по благоустройству вновь образованного областного центра: здесь и реконструкция Нового Венца, и устройство фуникулера к волжским пристаням, и пуск трамвая, и, наконец; «восстановление городских башенных часов»!
Специально для них над старинным корпусом Гостиного двора (на месте современного ЦУМа) планировалось вознести увенчанную острым шпилем башню и украсить ее гигантскими скульптурными изображениями, символизирующими ратные и трудовые свершения советского народа.
И пусть не выгорело тогда с городскими часами, история прилежно отсчитывает дни и годы существования Ульяновской области, внося в свои летописи и хроники все новые интересные страницы… |